Как доехать?

Стальные задвижки для трубопровода: особенности, преимущества, применение

Задвижка – один из основных классов запорной арматуры, использующейся при сборке трубопроводных систем различного назначения. Основа задвижки – элемент, расположенный под 90 градусов к потоку, позволяющий быстро перекрыть его, остановив работу всей системы или отдельного ее сегмента. Это необходимо для устранения последствий аварии, при подключении нового оборудования, профилактическом обслуживании.

Конструктивная простота задвижек обеспечивает им невысокую цену и надежность, при этом не сказывается на эффективности и эксплуатационным удобстве. При производстве запорной арматуры используются металлы, в частности, сталь.


Задвижка стальная 30с15нж

Общие преимущества

Достоинства стальных задвижек таковы:

  • термическая стойкость, способность выдержать температуру свыше 500 градусов без деформаций, поверхностных и структурных разрушений;
  • пластичность, благодаря которой сталь лучше выдерживает гидроудары и механические воздействия, в сравнении с более хрупким чугуном;
  • небольшая масса, упрощающая монтаж, снижающая нагрузку на соседние сегменты трубопроводной системы. В зависимости от конструктивного исполнения запорной арматуры, установка возможна по фланцевому или сварному методу;
  • коррозионная стойкость, делающая возможной транспортировку любой среды, будь то нефтепродукты, жидкости или газы с выраженной окислительной способностью;
  • вариативность управления. Самый простой вариант – ручное управление, но задвижки также могут оснащаться гидравлическими, пневматическими, электрическими приводами для автоматизации системы.

Классификация в зависимости от материала

При производстве задвижек используются различные сорта сталей, у каждого из которых – свои уникальные особенности, определяющие специфику применения:

  1. Углеродистые. Увеличение доли содержания углерода делает металл более прочным, однако снижает его стойкость к коррозии. Такие задвижки оптимальны для трубопроводов, по которым транспортируется среда с минимальной окислительной способностью, вода, пар, природный газ. Диапазон внешних температур – от -40 градусов до +40, максимальная температура транспортируемого вещества – 425.
  2. Легированные. Легирующие добавки расширяют эксплуатационный температурный диапазон, допустимо использование задвижек в уличных трубопроводах, расположенных в регионах с экстремально холодными зимами, морозами до -60 градусов.
  3. Нержавеющие. Для таких сталей характерно увеличенное содержание хрома, никеля, молибдена и других металлов, увеличивающих стойкость к развитию ржавчины. Это делает задвижки на их основе востребованными в системах транспортировки агрессивных сред, что характерно для предприятий химической, пищевой промышленности.
Задвижки стальные 30с972нж (под электропривод)

Технология производства

При изготовлении задвижек используются различные методики, сварка, литье и штамповка. Самые технологичные решения – литые. Такая деталь имеет цельный корпус, без швов и слабых мест, где может концентрироваться нагрузка, за счет чего выдерживает огромное давление. Штампованные и сварные аналоги дешевле, однако рекомендованы только для систем со стабильным, не слишком высоким, давлением воды, резкий перепад, гидроудар может привести к разрушению детали по шву, протечке, серьезной аварии.

Также при подборе нужно руководствоваться типом и принципом работы запирающего элемента. Наиболее надежные устройства – с двойным диском, приводящимся в действие выдвижным механизмом, не контактирующим с транспортируемым веществом, что положительно сказывается на долговечности.